Карта составлена по состоянию на 01.01.2019
Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 3.
Этот удивительный природный объект, созданный живыми организмами, был известен человечеству с древности и, по мнению учёных, существует несколько миллионов лет. Это настоящее чудо света, занесённое в Список природного наследия ЮНЕСКО. Бо́льшая его часть находится под водой и обнажается во время отливов. В этом «подводном парке» обитает не менее 400 видов кораллов, сотни видов рыб, морские звёзды, многие виды китов, морские черепахи, а также разнообразные моллюски, крабы, осьминоги, кальмары. Ни одна фотография, даже самого высокого качества, не в состоянии полностью передать красоту этого удивительного мира. Это место стало настоящим домом для многих птиц, в том числе буревестников, крачек, белобрюхих орланов.
Запишите в ответе название этого географического объекта.
Для выполнения этого задания необходимо посмотреть на указанную точку на карте, затем обратить внимание на главные «ключи» в тексте (важные свойства объекта), с помощью которых можно определить его. В данном случае такими ключами будут: природный объект созданный живыми организмами (кораллами), внесен в список природного наследия ЮНЕСКО. Все это указывает на Большой Барьерный риф.
Ответ: Большой Барьерный риф.
-------------
Дублирует задание № 872.


Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания.
Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой.
Для выполнения данного задания необходимо рассмотреть предложенные климатограммы. Климатических поясов на Земле 13, все кроме экваториального повторяются дважды (в северном и южном полушарии; у них отличаются месяцы наступления лета и зимы). Экваториальный пояс имеет весь год одинаково высокую температуру (выше 22−25) весь год и всегда много осадков (больше 1500−2000 мм), субэкваториальный пояс — температура также всегда высокая, а вот осадки выпадают только летом; тропический — температура высокая (16−32, летом жарче), а осадков почти нет (менее 100 мм); субтропический — температура лета и зимы отличается (но она всегда положительная), а осадков больше зимой; умеренный пояс — летом положительные, а зимой отрицательные температуры, осадков от 350 до 800 и более мм в год (летом немного больше); субарктический (субантарктический) — очень низкие температуры (летом не более +4) и мало осадков, которые выпадают летом; арктический (антарктический) — всегда холодный и сухой. Затем определяем их названия.
Ответ: 1 — экваториальный; 2 — умеренный; 3 — субтропический.


На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?
Подпишите на карте название материка, который был исследован этой экспедицией.
1. Указание путешественника: Джеймс Кук, поскольку остальные путешественники не совершали кругосветных плаваний и не посещали другие районы: Афанасий Никитин — Индию, а Н. М. Пржевальский — Центральную Азию.
2. Подпись названия материка на карте: Австралия.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Путешественник не указан / указан неправильно независимо от подписи названия материка на карте. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно указан путешественник; название материка на карте не подписано / подписано неправильно | 1 |
| Правильно указан путешественник, подписан материк | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение материка, по которому проходил маршрут экспедиции. Запишите в таблицу названия этих объектов.
| A | Б | В | Г |
Для выполнения задание приводим текст задания 1.1:
На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?
Подпишите на карте название материка, который был исследован этой экспедицией.
Необходимо вспомнить название географических объектов, связанных с положением Австралии на карте и обозначенных буквами А, Б, В и Г, а затем написать их названия.
Ответ: А — Индийский океан; Б — Южный тропик; В — Тихий океан; Г — Большие Зондские острова.
По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.
Для определения географических координат точки вспоминаем линии градусной сетки: параллели и меридианы. Параллели проведены параллельно экватору и на них по краю карты подписаны градусные значения широты (от 0° на экваторе до 90° на полюсах). К северу от экватора широта северная (с. ш.), к югу от экватора — южная (ю. ш.). Меридианы проведены на данной карте вертикально, градусные значения долготы подписаны на них вверху и внизу карты. Долгота бывает восточная (в. д.) и западная (з. д.).
Находим заданную точку на карте, смотрим в какую сторону от экватора она удалена (на север или на юг) на какой параллели или между какими параллелями она расположена и определяем ее значение в градусах; затем аналогично ищем значение долготы (от Гринвичского (нулевого) меридиана на восток или на запад; на каком меридиане или между какими меридианами находится).
Ответ: 20° ю. ш. 150° в. д. (допускается погрешность в 1°).
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неверный | 0 |
| Ответ верный | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 3.
Этот удивительный природный объект, созданный живыми организмами, был известен человечеству с древности и, по мнению учёных, существует несколько миллионов лет. Это настоящее чудо света, занесённое в Список природного наследия ЮНЕСКО. Бо́льшая его часть находится под водой и обнажается во время отливов. В этом «подводном парке» обитает не менее 400 видов кораллов, сотни видов рыб, морские звёзды, многие виды китов, морские черепахи, а также разнообразные моллюски, крабы, осьминоги, кальмары. Ни одна фотография, даже самого высокого качества, не в состоянии полностью передать красоту этого удивительного мира. Это место стало настоящим домом для многих птиц, в том числе буревестников, крачек, белобрюхих орланов.
Запишите в ответе название этого географического объекта.
Для выполнения этого задания необходимо посмотреть на указанную точку на карте, затем обратить внимание на главные «ключи» в тексте (важные свойства объекта), с помощью которых можно определить его. В данном случае такими ключами будут: природный объект созданный живыми организмами (кораллами), внесен в список природного наследия ЮНЕСКО. Все это указывает на Большой Барьерный риф.
Ответ: Большой Барьерный риф.
На карте мира, территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте номер соответствующей климатограммы.
Правильный ответ должен содержать запись трёх номеров климатограмм в пустые квадраты на карте. Для этого необходимо вспомнить местоположение на карте климатических поясов и цифру, под которой указана климатограмма вписать в квадрат на карте.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно вписан только один номер климатограммы. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно вписаны три номера климатограмм | 1 |
| Максимальный балл | 1 |


Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
1) Образует три основных массива: в Африке, Южной Америке и Азии.
2) Отсутствует смена сезонов года, жарко и влажно круглый год.
3) Деревья образуют много ярусов, ветви и стволы деревьев обвиты лианами.
4) Некоторые растения имеют воздушные корни, поглощающие влагу прямо из воздуха.
5) Большинство животных приспособлено к жизни на деревьях.
Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.
Все характеристики природной зоны указывают на зону влажных экваториальных лесов, которая расположена в экваториальном климатическом поясе, а это климатограмма 1.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Название природной зоны не указано независимо от указания номера климатограммы. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно указано название природной зоны; номер климатограммы не указан / указан неправильно | 1 |
| Правильно указаны название природной зоны и номер климатограммы | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


По выбранной Вами в задании 3.2 климатограмме определите климатические показатели для указанной природной зоны и заполните таблицу.
| Средняя температура воздуха, °С | Годовая амплитуда температур, °С | Годовое количество осадков, мм | Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков | |
|---|---|---|---|---|
| в январе | в июле | |||
Для выполнения задание приводим текст задания 3.2:
Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
1) Образует три основных массива: в Африке, Южной Америке и Азии.
2) Отсутствует смена сезонов года, жарко и влажно круглый год.
3) Деревья образуют много ярусов, ветви и стволы деревьев обвиты лианами.
4) Некоторые растения имеют воздушные корни, поглощающие влагу прямо из воздуха.
5) Большинство животных приспособлено к жизни на деревьях.
Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.
Для заполнения таблицы по данным климатограммы необходимо, используя температурную шкалу (по вертикали справа) определить значение температур января (внизу, по горизонтали, подписаны первые буквы (или цифры) названий месяцев года) и июля. Для определения амплитуды температур нужно из большей температуры вычесть меньшую (сохраняя знаки)
| Средняя температура воздуха, °С | Годовая амплитуда температур, °С | Годовое количество осадков, мм | Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков | |
|---|---|---|---|---|
| в январе | в июле | |||
| +28 | +28 | 0 | 1786 | ноябрь |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| В таблице допущено две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| В таблице допущена одна ошибка | 1 |
| Правильно заполнены все ячейки таблицы | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение материка, по которому проходил маршрут экспедиции. Выберите из приведённого списка и запишите в таблицу названия этих объектов.
Атлантический океан, Большие Зондские острова, Северный тропик, Тихий океан, Южный тропик, Индийский океан.
| A | Б | В |
Необходимо вспомнить название географических объектов, связанных с положением Австралии на карте и обозначенных буквами А, Б и В, а затем написать их названия.
Ответ: А — Индийский океан; Б — Южный тропик; В — Тихий океан.


По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.
На территории какого географического объекта расположена точка 3? Запишите в ответе его название.
Для определения географических координат точки вспоминаем линии градусной сетки: параллели и меридианы. Параллели проведены параллельно экватору и на них по краю карты подписаны градусные значения широты (от 0° на экваторе до 90° на полюсах). К северу от экватора широта северная (с. ш.), к югу от экватора — южная (ю. ш.). Меридианы проведены на данной карте вертикально, градусные значения долготы подписаны на них вверху и внизу карты. Долгота бывает восточная (в. д.) и западная (з. д.).
Находим заданную точку на карте, смотрим в какую сторону от экватора она удалена (на север или на юг) на какой параллели или между какими параллелями она расположена и определяем ее значение в градусах; затем аналогично ищем значение долготы (от Гринвичского (нулевого) меридиана на восток или на запад; на каком меридиане или между какими меридианами находится).
1. Координаты точки: 20° ю. ш. 150° в. д. (допускается погрешность в 1°).
2. Название географического объекта: Большой Барьерный риф.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно указаны координаты точки и название географического объекта | 2 |
| Правильно указаны координаты точки, название географического объекта не указано / указано неправильно | 1 |
| Координаты точки не указаны / указаны неправильно независимо от указания названия географического объекта. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх