О работе

Рас­пи­са­ние ВПР−2025

Период проведенияКлассУчебный предметПримечание
С 11  апреля по 16  мая 4 Русский язык
Математика
Один из предметов: окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык
5Русский язык При проведении на бумажном носителе
Математика
Один из предметов: история, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология
6Русский язык
Математика
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология
7Русский язык
Математика базовая или математика с углубленным изучением предмета
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология, физика базовая или физика с углубленным изучением предмета, информатика
8Русский язык
Математика базовая или математика с углубленным изучением предмета
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология, химия, физика базовая или физика с углубленным изучением предмета, информатика
10Русский язык
Математика
Два из предметов: история, обществознание, география, физика, химия, литература, иностранный язык
С 11 апреля по 24 апреля, 25 апреля  — резервный день 5История При проведении с использованием компьютера
Биология
6Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология
7Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология
8Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология

Приказ Рособрнадзора


НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

Назначение КИМ для проведения проверочной работы по географии  — оценить качество подготовки по географии обучающихся 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС.




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
читать полностью: спецификация

Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 — задания 10–17.

Ответами к заданиям 1, 3–6, и 8–16 являются цифра, буква, последовательность цифр или слово (словосочетание).

Задание 2 предполагает графическое обозначение ответа на карте.

Задания 7 и 17 предполагают развернутый ответ.




ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Всего заданий — 17; из них по уровню сложности: Б — 16, П — 1
Максимальный балл за работу — 19 баллов.
Общее время выполнения работы — 90 мин.

Уровень сложности заданий: Б — базовый, П — повышенный.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТА ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ПРОВЕРЯЕМЫМ УМЕНИЯМ И ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В заданиях 1 и 2 проверяется умение определять по карте местоположение различных географических объектов. Рекомендуется использовать для выполнения заданий физическую карту мира, а также физические карты отдельных материков.

В заданиях 3 и 4 проверяется умение извлекать географическую информацию из графика (профиля рельефа). Необходимо сопоставить профиль рельефа и физическую карту соответствующего материка. Рекомендуется ориентироваться по преобладающим абсолютным высотам и водным объектам, указанным на профиле.

В задании 5 проверяется умение извлекать географическую информацию из графика (профиля рельефа). Необходимо определить абсолютную высоту наиболее высокой точки на линии профиля в пределах определенного участка. Для этого нужно воспользоваться шкалой высот, расположенной в левой части рисунка с профилем рельефа, и округлить полученный ответ до сотен метров.

В задании 6 проверяется умение определять тип климата по климатограммам.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.

1. Вспомнить характерные особенности каждого из климатических поясов Земли.

2. По климатограмме определить зимние и летние температуры (если сезоны года выражены).

3. Определить количество и характер выпадающих осадков.

4. На основе полученных данных определить тип климата.

5. С помощью карты в КИМ (цифровые обозначения пунктов, для которых построены климатограммы) и карты климатических поясов мира в атласе убедиться в правильности своего ответа.

В задании 7 проверяется умение чтения климатограмм. Для выполнения задания необходимо заполнить таблицу климатических показателей на основе данных любой из трех климатограмм.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.

1. Выбрать одну из трех климатограмм.

2. По линии на климатограмме с помощью левой шкалы (°С) определить среднемесячные температуры для месяцев, указанных в задании (чаще всего январь и июль).

3. Определить амплитуду среднемесячных температур, помня, что амплитуда температур — это разница между максимальным и минимальным значениями. Не всегда максимальные и минимальные температуры наблюдаются в июле и январе.

5. По столбикам на климатограмме с помощью правой шкалы (мм) определить месяц, на который приходится наибольшее (либо наименьшее) количество осадков.

В задании 8 проверяется умение определять природную зону по ее характерным признакам. При выполнении задания рекомендуется сопоставлять карту природных зон мира с физической картой, климатическими картами (карты осадков, температуры и климатических поясов) и картой почв.

В задании 9 проверяются умения объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров и применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор».

В задании 10 проверяется умение распознавать целостность, зональность (азональность) и ритмичность географических явлений. В задании необходимо определить, какое из перечисленных явлений подтверждает целостность географической оболочки, является ритмичным либо подчинено закону зональности.

В задании 11 проверяется умение называть особенности географических процессов на границах литосферных плит. Для выполнения этого задания рекомендуется использовать тектоническую карту мира.

В задании 12 требуется сравнить численность населения четырех стран и расположить обозначающие их цифры в определенном порядке.

В задании 13 необходимо определить, какой из стран соответствует диаграмма, отражающая возрастной состав населения. Для его выполнения необходимо ознакомиться с условными обозначениями и убедиться, что каждый из секторов диаграммы соответствует значению в соответствующем столбце таблицы.

В задании 14 проверяется умение рассчитывать и сравнивать показатели плотности населения в разных странах. Для расчета плотности населения необходимо найти в таблице показатели численности населения страны и площади ее территории, привести их к единому виду (при необходимости перевести из текстового формата в числовой) и разделить показатель численности населения на показатель площади территории.

В задании 15 проверяется умение определять страну по ее существенным признакам. Для выполнения задания рекомендуется использовать карты атласа и проверять каждое утверждение из текста задания по соответствующей карте (физической, политической, климатической и т.д.).

В задании 16 проверяется умение различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке.

В задании 17 проверяется умение объяснять географические процессы и явления, наблюдаемые в реальной жизни, используя знания о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, населении и странах мира. Для выполнения задания рекомендуется внимательно прочитать текст и изучить карты территории, о которой говорится в тексте. Информация из карт (особенности рельефа, внутренних вод, климата, растительности; наличие морских течений, полезных ископаемых и т.д.) может помочь прийти к верному ответу.


№ задания
Проверяемый элемент содержания
Проверяемые требования (умения)
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
1
Литосфера и рельеф Земли; Мировой океан и его части: географическое положение, основные черты рельефа, внутренних вод Описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Б
1
2
Литосфера и рельеф Земли; Мировой океан и его части: географическое положение, основные черты рельефа, внутренних вод Описывать по географическим картам местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Б
1
3
Литосфера и рельеф Земли, основные черты рельефа Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Б
1
4
Литосфера и рельеф Земли, основные черты рельефа Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Б
1
5
Литосфера и рельеф Земли, основные черты рельефа Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Б
1
6
Атмосфера и климаты Земли. Климатические пояса Земли Классифицировать типы климатов Земли по заданным показателям
Б
2
7
Атмосфера и климаты Земли. Климатические пояса Земли Представлять в различных формах (в виде таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач
Б
2
8
Географическая зональность: широтная зональность (природные зоны) Определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы
Б
1
9
Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры: тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории Объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров; применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Б
1
10
Географическая оболочка: особенности строения и свойства: целостность, зональность, ритмичность, их географические следствия Распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность (азональность), ритмичность и целостность
Б
1
11
Литосфера и рельеф Земли. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внутренние процессы рельефообразования Называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учетом характера взаимодействия и типа земной коры, устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа
Б
1
12
Современная численность населения мира Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях населения, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Б
1
13
Население южных и северных материков Интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях населения, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
Б
1
14
Размещение и плотность населения Применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
Б
1
15
Многообразие стран, их основные типы Определять страны по их существенным признакам
Б
2
16
Литосфера и рельеф Земли, атмосфера и климаты Земли, Мировой океан и его части, население Земли Различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке
Б
1
17
Литосфера и рельеф Земли, атмосфера и климаты Земли, Мировой океан и его части, население Земли, влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках Выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации; объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий
П
1


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ

Правильный ответ на каждое из заданий 1–5 и 8–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 6 и 7 оцениваются 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»
Общий балл0–56–1112–1617–19


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

При проведении работы разрешается пользоваться географическим атласом для 7 класса любого издательства и непрограммируемым калькулятором.