Карта составлена по состоянию на 01.01.2019
На карте мира, территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте номер соответствующей климатограммы.
Правильный ответ должен содержать запись трёх номеров климатограмм в пустые квадраты на карте. Для этого необходимо вспомнить местоположение на карте климатических поясов и цифру, под которой указана климатограмма вписать в квадрат на карте.
-------------
Дублирует задание № 613.Спрятать критерии
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно вписан только один номер климатограммы. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно вписаны три номера климатограмм | 1 |
| Максимальный балл | 1 |


Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания.
Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой.
Для выполнения данного задания необходимо рассмотреть предложенные климатограммы. Климатических поясов на Земле 13, все кроме экваториального повторяются дважды (в северном и южном полушарии; у них отличаются месяцы наступления лета и зимы). Экваториальный пояс имеет весь год одинаково высокую температуру (выше 22−25) весь год и всегда много осадков (больше 1500−2000 мм), субэкваториальный пояс — температура также всегда высокая, а вот осадки выпадают только летом; тропический — температура высокая (16−32, летом жарче), а осадков почти нет (менее 100 мм); субтропический — температура лета и зимы отличается (но она всегда положительная), а осадков больше зимой; умеренный пояс — летом положительные, а зимой отрицательные температуры, осадков от 350 до 800 и более мм в год (летом немного больше); субарктический (субантарктический) — очень низкие температуры (летом не более +4) и мало осадков, которые выпадают летом; арктический (антарктический) — всегда холодный и сухой. Затем определяем их названия.
Ответ: 1 — субтропический; 2 — экваториальный; 3 — умеренный.


На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?
Подпишите на карте название самого большого океана, по которому проходил маршрут этой экспедиции.
1. Указание путешественника: Джеймс Кук, поскольку остальные путешественники посещали другие районы: Афанасий Никитин — Индию, а Н. М. Пржевальский — Центральную Азию.
2. Подпись названия океана на карте: Тихий океан.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Путешественник не указан / указан неправильно независимо от подписи названия океана на карте ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно указан путешественник; название океана на карте не подписано / подписано неправильно | 1 |
| Правильно указан путешественник, подписан океан | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение указанного Вами океана. Запишите в таблицу названия этих объектов.
| A | Б | В | Г |
Необходимо вспомнить название географических объектов, связанных с положением Тихого океана на карте и обозначенных буквами А, Б, В и Г, а затем написать их названия.
Ответ: А — пролив Дрейка; Б — экватор; В — Берингов пролив; Г — Японские острова.
По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.
Для определения географических координат точки вспоминаем линии градусной сетки: параллели и меридианы. Параллели проведены параллельно экватору и на них по краю карты подписаны градусные значения широты (от 0° на экваторе до 90° на полюсах). К северу от экватора широта северная (с. ш.), к югу от экватора — южная (ю. ш.). Меридианы проведены на данной карте вертикально, градусные значения долготы подписаны на них вверху и внизу карты. Долгота бывает восточная (в. д.) и западная (з. д.).
Находим заданную точку на карте, смотрим в какую сторону от экватора она удалена (на север или на юг) на какой параллели или между какими параллелями она расположена и определяем ее значение в градусах; затем аналогично ищем значение долготы (от Гринвичского (нулевого) меридиана на восток или на запад; на каком меридиане или между какими меридианами находится).
Ответ: 9° ю. ш. 142° в. д (допускается погрешность в 1°).
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Ответ неверный | 0 |
| Ответ верный | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 3.
Это второй по величине остров после Гренландии. Он имеет сложный гористый рельеф, здесь есть действующие вулканы и горячие источники. Остров окружён удивительными по красоте коралловыми рифами. Для путешественников и туристов этот остров — настоящий уголок дикой природы. Эдемский сад — так называют участок в западной части острова, где на площади в 300 тысяч гектаров произрастает около 11 тысяч видов растений, обитает множество уникальных видов бабочек, о которых наука до сих пор ничего не знала. Учёные нашли там «райскую птицу», которая считалась вымершей, и редчайшее млекопитающее — древесного кенгуру. Остров удивляет не только своей первозданной природой, но и сохранившейся древней культурой. Коренные жители острова — папуасы, образованное ими государство занимает половину территории острова.
Запишите в ответе название этого географического объекта.
Для выполнения этого задания необходимо посмотреть на указанную точку на карте, затем обратить внимание на главные «ключи» в тексте (важные свойства объекта), с помощью которых можно определить его. В данном случае такими ключами будут: второй по величине остров Земли, обитает райская птица, древесный кенгуру и множество видов бабочек, остров окружен кораллами, коренные жители — папуасы. Все это указывает на остров Новая Гвинея. Это остров Новая Гвинея.
Ответ: остров Новая Гвинея.
На карте мира, территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте номер соответствующей климатограммы.
Правильный ответ должен содержать запись трёх номеров климатограмм в пустые квадраты на карте. Для этого необходимо вспомнить местоположение на карте климатических поясов и цифру, под которой указана климатограмма вписать в квадрат на карте.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно вписан только один номер климатограммы. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно вписаны три номера климатограмм | 1 |
| Максимальный балл | 1 |


Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
1) Распространены чернозёмные почвы, богатые перегноем и очень плодородные.
2) Занимает внутренние районы материков.
3) Растительный мир отличается богатым разнотравьем, среди которого преобладают злаки — ковыль, типчак, тонконог.
4) Среди животных преобладают грызуны: суслик, тушканчик, хомяк; много птиц и пресмыкающихся.
5) Тёплое засушливое лето с сухими горячими ветрами — суховеями.
Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.
Все характеристики природной зоны указывают на зону степи, которая расположена в умеренном климатическом поясе, а это климатограмма 3.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Название природной зоны не указано независимо от указания номера климатограммы. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Правильно указано название природной зоны; номер климатограммы не указан / указан неправильно | 1 |
| Правильно указаны название природной зоны и номер климатограммы | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


По выбранной Вами в задании 3.2 климатограмме определите климатические показатели для указанной природной зоны и заполните таблицу.
| Средняя температура воздуха, °С | Годовая амплитуда температур, °С | Годовое количество осадков, мм | Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков | |
|---|---|---|---|---|
| в январе | в июле | |||
Для выполнения задание приводим текст задания 3.2:
Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
1) Распространены чернозёмные почвы, богатые перегноем и очень плодородные.
2) Занимает внутренние районы материков.
3) Растительный мир отличается богатым разнотравьем, среди которого преобладают злаки — ковыль, типчак, тонконог.
4) Среди животных преобладают грызуны: суслик, тушканчик, хомяк; много птиц и пресмыкающихся.
5) Тёплое засушливое лето с сухими горячими ветрами — суховеями.
Выберите климатограмму, соответствующую климатическим особенностям указанной Вами природной зоны. Укажите в ответе её номер.
Для заполнения таблицы по данным климатограммы необходимо, используя температурную шкалу (по вертикали справа) определить значение температур января (внизу, по горизонтали, подписаны первые буквы (или цифры) названий месяцев года) и июля. Для определения амплитуды температур нужно из большей температуры вычесть меньшую (сохраняя знаки)
| Средняя температура воздуха, °С | Годовая амплитуда температур, °С | Годовое количество осадков, мм | Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков | |
|---|---|---|---|---|
| в январе | в июле | |||
| −17 | +22 | 39 | 294 | август |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| В таблице допущено две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| В таблице допущена одна ошибка | 1 |
| Правильно заполнены все ячейки таблицы | 2 |
| Максимальный балл | 2 |


На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение материка, по которому проходил маршрут экспедиции. Выберите из приведённого списка и запишите в таблицу названия этих объектов.
экватор, Филиппинские острова, Берингов пролив, Северный тропик, пролив Дрейка, Японские острова.
| A | Б | В |
Необходимо вспомнить название географических объектов, связанных с положением Тихого океана на карте и обозначенных буквами А, Б и В, а затем написать их названия.
Ответ: А — пролив Дрейка; Б — экватор; В — Берингов пролив.


По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.
На территории какого географического объекта расположена точка 3? Запишите в ответе его название.
Для определения географических координат точки вспоминаем линии градусной сетки: параллели и меридианы. Параллели проведены параллельно экватору и на них по краю карты подписаны градусные значения широты (от 0° на экваторе до 90° на полюсах). К северу от экватора широта северная (с. ш.), к югу от экватора — южная (ю. ш.). Меридианы проведены на данной карте вертикально, градусные значения долготы подписаны на них вверху и внизу карты. Долгота бывает восточная (в. д.) и западная (з. д.).
Находим заданную точку на карте, смотрим в какую сторону от экватора она удалена (на север или на юг) на какой параллели или между какими параллелями она расположена и определяем ее значение в градусах; затем аналогично ищем значение долготы (от Гринвичского (нулевого) меридиана на восток или на запад; на каком меридиане или между какими меридианами находится).
1. Координаты точки: 9° ю. ш. 142° в. д (допускается погрешность в 1°).
2. Название географического объекта: остров Новая Гвинея.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| Правильно указаны координаты точки и название географического объекта | 2 |
| Правильно указаны координаты точки, название географического объекта не указано / указано неправильно | 1 |
| Координаты точки не указаны / указаны неправильно независимо от указания названия географического объекта. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх